О финансах и экономике лесного хозяйства

Санкт-Петербургский НИИ лесного хозяйства принял участие в организации научно-практической конференции для руководителей и специалистов финансовых и экономических служб региональных лесных ведомств - «Ключевые задачи  совершенствования системы стратегического планирования в области лесных отношений». Мероприятие прошло 16 – 17 марта в Санкт-Петербурге и было посвящено совершенствованию финансово-экономических механизмов в сфере лесных отношений.

В конференции приняли  участие руководители профильных управлений Федерального агентства лесного хозяйства и представители более 45 субъектов Российской Федерации. 

Открыл совещание заместитель начальника Управления экономики Рослесхоза Е.А. Каликин. Он отметил, что в настоящее время полным ходом идет подготовка новой методики распределения субвенций на осуществление регионами переданных «лесных» полномочий. Кроме того, проводится работа по установлению на федеральном уровне нормативов численности региональных лесных ведомств и лесничеств, что позволит оптимизировать расходы на содержание органов государственной власти субъектов РФ, уполномоченных в области лесных отношений, и государственных казенных учреждений-лесничеств. 

Стоит на повестке дня и утверждение нормативов обеспеченности регионов лесохозяйственной техникой и оборудованием, необходимым для патрулирования лесов и эффективного выполнения государственного лесного надзора (лесной охраны).

Вопросы целевого и эффективного использования  средств субвенций обозначили в своих выступлениях начальник Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу А.Н. Орнатский и директор ФГКУ «Рослесресурс» М.С. Доронин. 

Заместитель начальника Департамента лесного хозяйства по СЗФО И.В. Кудряшова, заместитель директора Департамента лесного хозяйства Костромской области Е.А. Перевозчикова, заместитель начальника Департамента лесного комплекса Вологодской области С.В. Назаров, начальник отдела планирования и развития лесной отрасли Департамента лесного хозяйства Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области Н.А. Аюкаева подробно проанализировали исполнение переданных полномочий в области лесных отношений и проблемы развития  лесного комплекса в своих регионах. 

Большой интерес у участников научно-практической конференции вызвало выступление заместителя директора ФБУ «СПбНИИЛХ» Н.А. Петрунина, который подробно остановился на оптимизации численности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области лесных отношений, и совершенствовании алгоритмов распределении субвенций. 

Так, в настоящее время органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия в области лесных отношений, организованы в форме органов исполнительной власти отраслевой компетенции и в форме  структурных подразделений, входящих в состав многоотраслевых органов исполнительной власти.

По состоянию на 1 сентября 2020 года  из 82 субъектов РФ  (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, которым полномочия в области лесных отношений не передавались) только в 29 или в 35,3 % созданы органы исполнительной власти отраслевой компетенции; в  55 регионах (64,7 %) – межотраслевой компетенции. 

Лесничества существуют в виде государственных казенных учреждений, территориальных органов, подчиненных соответствующему региональному органу исполнительной власти; в форме структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных в области лесных отношений; и в виде государственных бюджетных учреждений. Такая ситуация создает проблемы с эффективностью осуществления переданных полномочий в области лесных отношений, снижает качественный состав кадров. 

В результате этого в субъектах Российской Федерации велики расходы на содержание и обеспечение деятельности органов исполнительной власти, уполномоченных в области лесных отношений, и подведомственным им лесничеств.

Основная причина этого заключается в том, что при определении объемов субвенций, необходимых для содержания и обеспечения деятельности лесничеств, в настоящее время не учитываются факторы, влияющие на наличие оснований для их выделения, что может повлечь наступление рисков  финансового обеспечения переданных полномочий, как незаконное финансирование отсутствующих полномочий и нецелевое использование средств субвенций. 

В целях оптимизации численности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия в области лесных отношений, региональных государственных казенных учреждений-лесничеств путем их нормирования подготовлены:

  - проект Порядка определения нормативной штатной численности органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области лесных отношений, и нормативной штатной численности подведомственных им государственных учреждений - лесничеств при осуществлении переданных полномочий в области лесных отношений;

- классификатор государственных функций, работ и услуг, осуществляемых при исполнении полномочий в области лесных отношений, переданных субъектам Российской Федерации;

- нормообразующие показатели, применяемые для определения нормативной штатной численности гражданских служащих и лиц, замещающих должности, не относящихся к государственной гражданской службе, необходимой для исполнения государственных функций и услуг в рамках реализации переданного полномочия в области лесных отношений, в виде количества административных процедур и административных действий, выполняемых одним человеком, и времени, затрачиваемого одним человеком на исполнение одного действия;

- проект приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.12.2015 № 565 «Об утверждении форм, содержания и порядка представления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений», в части утверждения формы № 15-ОИП «Сведения о количестве административных процедур или административных действий, необходимых для реализации государственных функций, оказания государственных услуг в рамках переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений». 

Н.А. Петрунин проанализировал перспективы развития лесного сектора российской экономики на период до 2030 года, решения поставленных Правительством задач, направленных на  повышения доходности лесного хозяйства от использования лесов.  

Он также ответил на многочисленные вопросы, касающиеся финансирования работ по лесному хозяйству, нормирования численности органов исполнительной власти, уполномоченных в области лесных отношений, и подведомственных им учреждений - лесничеств, а также разработки нормативов затрат на выполняемые работы и услуги в этой сфере. 

Участники научно-практической конференции отметили необходимость регулярного проведения таких мероприятий, в ходе которых есть возможность обсудить наиболее актуальные проблемы развития лесного хозяйства на федеральном и региональном уровнях.

 
Яндекс.Метрика