Консалтинг в Области лесных отношений
Научные сотрудники СПБНИИЛХ имеют многолетний опыт оказания консалтинговых услуг в сфере лесных отношений для организаций различного уровня. Экспертная деятельность включает в себя оценку и анализ текущего состояния лесного хозяйства, экономической ситуации, консультирование предприятий лесной отрасли и т.д.
- Оценка состояния и выявление проблемных вопросов в организации и ведении лесохозяйственной и лесопромышленной деятельности.
- Разработка вариантов решения проблем и экономическое обоснование вариантов.
- Научно и экономически обоснованный выбор предпочтительного варианта развития бизнеса.
- Заготовка и переработка древесины.
- Добыча и переработка грибов, ягод, орехов и других даров леса.
- Курортно-оздоровительный и туристско-рекреационный бизнес, в том числе охота и рыбалка, другие формы.
- Выявление проблем, рисков и угроз, преимуществ, возможностей и перспектив, сдерживающих интенсификацию данного процесса, в том числе за счет несовершенства действующей законодательной и нормативно-правовой базы.
- Организация и проведение социологических исследований на территории субъекта и оценка качества системы государственного управления лесами, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
- Выход на новые рынки сбыта и инвестиций.
- Развитие инфраструктуры и смежных рынков.
- Внедрение новых технологий и методов управления.
- Расширение ассортимента и повышение качества товаров и услуг.
- Оценка перспектив и подготовка предложений по интеграции лесного сектора экономики в глобальные цепи поставок товаров и услуг, его вывод на международные финансовые рынки.
- нормативно-правовую базу и правоприменительную практику;
- структуру уполномоченных органов государственной власти, их функции, полномочия и ресурсы, а также процедуры и параметры их взаимодействия;
- кадастрирование, классификацию, сертификацию и оценку;
- мониторинг и охрану;
- Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней;
- тарифно-бюджетную политику;
- подготовку предложений по их совершенствованию, дополнению и изменению.
- Оценка влияния специфики (экономических, демографических, природно-климатических и иных условий), федеральных и региональных программ развития на состояние кадрового потенциала лесной отрасли.
- Разработка предложений и мер, направленных на подготовку и повышение квалификации специалистов лесной отрасли, а также на решение социально-экономических проблем, связанных со стабилизацией трудовых коллективов и сокращением оттока квалифицированных кадров лесной отрасли.
- Экспертная оценка основных проблем реализации предлагаемых мер.
- Подготовка предложений по обновлению, расширению, модернизации и реконструкции материально-технической базы.
- Оценка объемов финансовых ресурсов, необходимых на обновление, расширение, модернизацию и реконструкцию материально-технической базы лесной отрасли и источников их покрытия.
- Выявление основных факторов, влияющих на своевременное внедрение мероприятий по энергосбережению и достижению энергетической эффективности, определение укрупнённого потенциала энергосбережения в структуре ЛПК, установление существующих возможностей управления энергосбережением и организации приоритетных энергосервисных контрактов.
- Разработка предложений по энергосбережению и достижению энергетической эффективности в соответствии с положениями Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в структуре ЛПК.
- Прогнозирование изменения тарифов и объёмов потребления топливно-энергетических ресурсов для промышленных предприятий, с учётом характеристик выполнения производственных планов по модернизации, энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
- Выявление возможностей получения налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов.
- Привлечение механизма государственных гарантий в целях обеспечения проектного финансирования, рассмотрение и определение сценарных возможностей государственно-частного партнерства, в процессе реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
- Разработка экономических моделей системы ценообразования на лесные ресурсы.
- Экспертная оценка влияния указанных моделей на объемы платежей за использование лесов в разрезе предприятий лесного бизнеса.
- Определение базовых условий и технологий выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов.
- Разработка проектов стандартов организации на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, выполняемых арендаторами лесных участков и региональными государственными бюджетными и (или) автономными учреждениями.
- Разработка нормативов затрат на выполнение государственных работ по охране, защите и воспроизводству лесов.
- Разработка критериев регулирования нормативов затрат на выполнение государственных работ по охране, защите и воспроизводству лесов в зависимости от изменения базовых условий их выполнения, а также природно-климатических и иных условий.
- Разработка норм выработки и норм времени на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению.
- Создание моделей и разработка нормообразующих показателей по оптимизации численности работающих в системе лесного хозяйства России, необходимых для расчета и распределения субвенций в разрезе субъектов Российской Федерации.
- Расчет нормативов численности региональных органов исполнительной власти, осуществляющих переданные полномочия в области лесных отношений, и подведомственных им государственных казенных учреждений-лесничеств.
- Установка, настройка и запуск программного продукта.
- Обучение всех вовлеченных специалистов порядку работы с программным продуктом.
- Перенос данных (справочников, сальдо взаиморасчетов) из существующих учетных систем.
- Комплексная консультационная и методологическая поддержка пользователей, обучение новых пользователей, вовлекаемых в процесс автоматизации.
- Развитие и модификация программного продукта параллельно с изменением нормативной базы в сфере лесного хозяйства.
Анализ нормативных правовых актов в части финансирования переданных субъектам Российской Федерации полномочий в области лесных отношений.
Научно обоснованные подходы по совершенствованию системы планирования и финансирования расходов на реализацию переданных субъектам Российской Федерации полномочий в области лесных отношений, в том числе с учетом федерального закона от 13.07.2015 года № 233-ФЗ, в части определения общего объема средств субвенций из федерального бюджета, их распределения и возврата в случае изъятия переданных полномочий.
Разработка научных подходов учета расходов на осуществление работ по охране, защите и воспроизводству лесов.
Разработка научного обоснования нормативных затрат государственных работ, выполняемых подведомственными Рослесхозу учреждениями.
Разработка экономических моделей стимулирования выполнения арендаторами лесных участков работ по охране, защите и восстановлению лесов и их влияния на изменение системы финансирования лесного хозяйства в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы и в последующий период до 2030 года.
Мониторинг реализации региональных государственных программ «Развитие лесного хозяйства», осуществление план-фактного анализа объемов и структуры финансового обеспечения программ, объемов работ по охране, защите, воспроизводству лесов, показателей (индикаторов) программ и выработка предложений по унификации подходов к разработке региональных государственных программ «Развитие лесного хозяйства».
Подготовка научно-аналитических предложений по совершенствованию подходов к формированию начальной цены предмета аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для заготовки древесины и договора купли-продажи лесных насаждений, с учетом экономической оценки товарной структуры корневого запаса древесины лесных насаждений.
Разработка подходов к созданию в субъектах Российской Федерации экономических моделей региональных фондов лесовосстановления и рекультивации нарушенных земель лесного фонда, условий и критериев их формирования и использования.
Научное обоснование алгоритмов распределения средств федерального бюджета, предоставляемых на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений.
Разработка концепции совершенствования системы государственного управления лесами в целях повышения эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов на региональном уровне на примере пилотных субъектов Российской Федерации.
Разработка методических рекомендаций по анализу государственной, ведомственной статистической отчетности лесного хозяйства и информации, содержащейся в региональных государственных программах развития лесного хозяйства.
Разработка научно обоснованных предложений по корректировке государственной программы «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы в целях включения подпрограммы «Комплексное содействие инвестиционной и социальной привлекательности лесного хозяйства.
Разработка научно обоснованных предложений по планированию потребностей в объемах государственных функций и услуг при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в целях повышения эффективности их финансового обеспечения.
Разработка предложений по совершенствованию системы государственного управления лесами, включая разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Разработка научно обоснованных предложений по учету органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области лесных отношений, затрат на тушение лесных пожаров.
Разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию системы государственного управления лесами в области стратегического развития финансовых и экономических инструментов в лесном хозяйстве.
Анализ состояния нормирования труда в системе лесного хозяйства России и подготовка научно обоснованных предложений по актуализации норм выработки и норм времени на рубки ухода за лесом в равнинных условиях и нормативов затрат на выполнение государственных работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению.
Расчет нормативной себестоимости заготовки древесины на примере двух субъектов Российской Федерации, входящих в каждый федеральный округ, и экспертная оценка ее влияния на величину рентного платежа, взимаемого за использование лесов.
Экспертная оценка возможности стимулирования арендаторов лесных участков за качественное выполнение работ по лесовосстановлению посредством установления размера снижения арендной платы на основе применения предельных нормативных затрат на выполнение работ по лесовосстановлению.
Разработка стандартов организации и расчета нормативов затрат на работы по охране, защите и воспроизводству лесов для нужд лесного хозяйства Республики Дагестан.
Оказание консультационных услуг по разработке обоснования нормообразующих показателей и нормативов численности работников органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области лесных отношений, и подведомственных им лесничеств.
Выполнение консалтинговой работы по теме «Разработка предложений по перспективным направлениям повышения доходности лесной отрасли в ближайшей и среднесрочной перспективе»
Разработка стандартов организации и расчет нормативов затрат на работы по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на территории Липецкой области.
Бечина, И. В. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области лесных отношений / И. В. Бечина // Национальная ассоциация ученых. – 2021. – № 74. – С. 48–51. (DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2021.5.74.549 ISSN:2413-5291)
Петрунин, Н. А. Индикативная оценка кадрового потенциала лесного комплекса России / Н. А. Петрунин // Подготовка кадров в условиях перехода на инновационный путь развития лесного хозяйства: Научно-практическая конференция, Воронеж, 21–22 октября 2021 года. – Воронеж: Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г. Ф. Морозова, 2021. – С. 56–61.
Петрунин, Н. А Государственная статистическая и ведомственная отраслевая отчетность в лесном хозяйстве: проблемы и пути ее оптимизации / Н. А. Петрунин // Труды Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства. – 2021. – № 2. – С. 64–84. (DOI: 10.21178/2079-6080.2021.2.64. ISSN: 2079-6080)
Петрунин, Н. А Проблемы стратегического планирования в области лесных отношений на региональном уровне / Н. А. Петрунин // Труды Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства. – 2021. – № 1. – С. 4–31. (DOI: 10.21178/2079-6080.2021.1.4. ISSN: 2079-6080)
Бечина, И. В. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений / И. В. Бечина // Труды Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства. – 2020. – № 4. – С. 65–79. (DOI: 10.21178/2079–6080.2020.4.65 ISSN: 2079-6080)
Петрунин, Н. А Развитие арендных отношений в лесном секторе экономии РФ и их влияние на доходность лесной отрасли / Н. А. Петрунин // Труды Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства. – 2019. - № 1. – С. 68–80. (DOI: 10.21178/2079-6080.2019.1.68 ISSN 2079-6080)
8–9 декабря 2021 года в Вологде прошел XXVI Международный лесной форум «Российский лес». На круглом столе «Разграничение полномочий в области лесных отношений: опыт, практика, проблемы» выступили аналитик И.В. Бечина с докладом «Организация системы государственного управления лесами в субъектах Российской Федерации» и зам. директора Н.А. Петрунин с докладом «Изменение лесного законодательства и его влияние на совершенствование системы государственного управления лесами».
На заседании круглого стола «Инновационная привлекательность лесного сектора экономики» выступили аналитик В.В. Кушнир с докладом «Деревянное домостроение как вектор социально-экономического развития территорий и решения кадровых проблем в лесном секторе экономики России», ведущий аналитик Н.А. Мосолова с докладом «Повышение доходности лесного комплекса – приоритетная задача для развития экономики страны», руководитель обособленного подразделения в г. Москве А.В. Сережкин с докладом «О роли бизнеса в реализации федерального проекта «Сохранение лесов» и зам. директора Н.А. Петрунин с докладом «Роль лесного сектора России в экономике страны».
21 октября 2021 года в Воронеже состоялась научно-практическая конференция «Подготовка кадров в условиях перехода на инновационный путь развития лесного хозяйства», где зам. директора Н.А. Петрунин выступил с докладом «Инвестиционная привлекательность лесного комплекса: магистрали развития».
17 июня 2021 года в Воронеже прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Современные машины, оборудование и IT-решения лесопромышленного комплекса: теория и практика», на которой зам. директора Н.А. Петрунин выступил с докладом «Инвестиционная привлекательность лесного комплекса: магистрали развития».
16–17 марта 2021 года в Санкт-Петербурге состоялась научно-практическая конференция «Совершенствование финансовых основ государственного управления лесами», в которой приняли участие зам. директора Н.А. Петрунин с докладами «О ключевых задачах по нормированию труда в системе лесного хозяйства России и оптимизации численности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области лесных отношений, и государственных учреждений-лесничеств» и «О совершенствовании алгоритмов распределения средств субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений», аналитик И.В. Бечина с докладом «Риски финансирования полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации».
29 сентября 2020 года в г. Йошкар-Ола прошли научные дебаты «Кадровое и научное обеспечение лесного хозяйства России», где зам. директора Н.А. Петрунин выступил с докладом «Состояние кадрового потенциала лесного сектора экономики России в свете изменения социально-экономических условий отрасли».
24 июня 2020 года в г. Екатеринбурге состоялась научно-практическая конференция «Состояние и перспективы совершенствования системы государственного управления лесами», которой приняла участие аналитик И.В. Бечина с докладом «Оптимизация разграничения предметов ведения и полномочий в области лесных отношений между органами государственной власти Российской Федерации и субъектами Российской Федерации».
18 июня 2020 года в г. Йошкар-Ола прошла научно-практическая конференция «Инвестиционные возможности лесного комплекса Республики Марий Эл. Взаимодействие бизнеса, власти и финансовых институтов», на которой зам. директора Н.А. Петрунин выступил с докладом «О мерах по развитию малого и среднего бизнеса в целях заготовки, переработки древесины и выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на территории Республики Марий Эл».
16 июня 2020 года в Санкт-Петербурге прошла V научно-техническая конференция-вебинар «Леса России: политика, промышленность, наука, образование», где выступила аналитик И.В. Бечина с докладом «Анализ и оценка системы государственного управления лесами в РФ».
2 марта 2020 года состоялась научно-практическая конференция «Состояние и перспективы совершенствования системы государственного управления лесами», в которой приняли участие аналитик И.В. Бечина с докладом «О нормообразующих показателях, применяемых при определении нормативной штатной численности гражданских служащих и лиц, замещающих должности, не относящихся к государственной гражданской службе, уполномоченного в области лесных отношений органа субъекта Российской Федерации, необходимой для исполнения государственных функций и услуг в рамках реализации переданного полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в виде количества административных процедур и административных действий, выполняемых одним человеком, и времени, затрачиваемого одним человеком на исполнение одного действия» и зам. директора Н.А. Петрунин с докладом «О подходах к оптимизации численности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области лесных отношений, государственных казенных учреждений-лесничеств и о классификации государственных функций, государственных работ и государственных услуг, осуществляемых при исполнении переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных субъектам Российской Федерации»
3 сентября 2019 года в г. Йошкар-Ола состоялся Межрегиональный экономический форум «PRO.БИЗНЕС 2019». На заседании круглого стола «Инновации в деревообрабатывающей отрасли» зам. директора Н.А. Петрунин выступил с докладом «О задачах по совершенствованию системы государственного управления лесами на современном этапе».
14 мая 2019 года в Санкт-Петербурге прошло всероссийское совещание с работниками экономических и финансовых служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области лесных отношений, где зам. директора Н.А. Петрунин выступил с докладом «О подходах к нормированию расходов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов и численности работников органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия в области лесных отношений, и лесничеств».
26 марта 2019 года в Тамбове на базе Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина прошел Ӏ этап Национального лесного форума. В работе секции «Лесное законодательство в действии» принял участие зам. директора Н.А. Петрунин с докладом «Лесная экономика - основа системы государственного управления лесами».