День рождения авиалесоохраны

Авиалесоохрана – одна из легендарных служб России, насчитывающая более 80 лет истории своего существования. И в настоящее время остается единственной российской службой, осуществляющей мониторинг и ликвидацию лесных пожаров в труднодоступных районах. 

Основа становления авиационной охраны лесов  была заложена отечественной лесной наукой еще в начале XX века, когда был четко сформулирован главный принцип эффективной борьбы с лесными пожарами: для уменьшения последствий и затрат на тушение необходимо обеспечить их обнаружение и ликвидацию на самых ранних стадиях. В нашей стране с ее огромными труднодоступными лесными просторами реализация этого принципа стала возможной только благодаря применению авиации.

Первые опыты по применению самолетов в лесном хозяйства, включающие проведение аэрофотосъёмочных, лесоучетных и лесоустроительных работ, начались в 1922 году. А 7 июля 1931 года с аэродрома небольшого городка Урень Нижегородской области впервые в истории нашей страны специально для целей авиапатрулирования лесов поднялся маленький самолёт-биплан По-2. Продолжительность первого полета составила 1 час 33 мин. Эту дату принято считать рождением Авиалесоохраны.

Полеты проводились на самолетах По-2 разных модификаций, а также самолетах-амфибиях Ш-2. В результате опытных работ была подтверждена необходимость образования новой профессии - лесной летчик-наблюдатель. 19 июня 1936  года известный ученый-лесопиролог Г.А. Мокеев впервые совершает прыжок с парашютом для организации тушения лесного пожара. С внедрением в авиалесоохрану вертолетов появляется  новая специальность – десантник-пожарный.

Следует отметить, что авиационная охрана лесов не была прекращена даже в годы Великой Отечественной войны, а в 1944 году были еще увеличены охраняемая площадь и парк воздушных судов.

Мощное научно-техническое развитие, динамичный рост производственных показателей и укрепление международных связей авиалесоохраны пришлось на 70-80 годы XX века.

Проводились работы по искусственному вызыванию осадков,   разрабатывались и внедрялись водосливные устройства и мягкие емкости к различным типам вертолетов, химические реагенты, малогабаритные высоконапорные мотопомпы, воздуходувки и другие средства тушения,  внедрялись новые средства связи, средства доставки и защиты, разрабатывались и применялись взрывные технологии. Для тушения крупных низовых и верховых пожаров эффективно применялся отжиг, проводимый от опорный минерализованной полосы в сторону фронта надвигающегося огня.

В настоящее время система авиалесоохраны нашей страны представлена ФБУ «Авиалесоохрана» и региональными специализированными учреждениями авиационной охраны лесов. Высокий уровень профессиональной подготовки специалистов, активное взаимодействие с наземной службой в проведении работ по обнаружению и тушению лесных пожаров, оперативное реагирование на лесопожарные ситуации являются основными составляющими работы службы.  

Нелегкая работа летчиков наблюдателей, парашютистов-пожарных и десантников-пожарных требует не только высокой профессиональной подготовки, но и  отваги, умения быстро принимать решения в динамичной меняющейся лесопожарной  обстановке. За долгие годы работы системы авиационной охраны лесов от огня ими спасены миллионы гектаров леса, тысячи населенных пунктов и объектов экономики.

Коллектив Санкт-Петербургского НИИ лесного хозяйства присоединяется ко всем поздравлениям коллег и ветеранов авиационной охраны лесов со знаменательной датой. Желаем дальнейших успехов в важном и нужном деле!

 
Яндекс.Метрика