Нужен воздушный вездеход

Посмотрите на карту Севера и Сибири. Она вся испещрена голубыми пятнами мелких и крупных озер и лентами рек. Населенные пункты расположены по берегам этих водоемов очень редко, поэтому жители общаются между собой и с «большой Землей» с большим трудом, т.к. в тайге нет дорог, а у поселений нет аэродромов. Правда, для этого можно арендовать вертолет, но стоимость одного летного часа самого распространенного Ми-8Т около 70 тыс. рублей, поэтому такая аренда для любого жителя станет в «копеечку». Отсутствие путей сообщения является основной причиной, сдерживающей освоение и развитие этих регионов.

В Канаде и Аляске, где ландшафтные и лесорастительные условия схожи с нашими, эту проблему решили массовым применением небольших экономичных самолетов-амфибий и самолетов на поплавках. У нас попытка в прошлом веке эксплуатировать на поплавках самый массовый самолет Ан-2, не увенчалась успехом, и с тех пор работы в этом направлении были прекращены.

Мне вспоминается начало 50-х годов прошлого столетия, когда я работал таксатором Архангельской экспедиции. «Твой участок в районе Кёльд-озера, полетишь туда на самолете» – распорядился начальник экспедиции Станякин. Вскоре в небе появился маленький самолетик и с крутого разворота лихо сел на воду реки, подрулил к берегу и я рассмотрел его поближе. Небольшая лодка-челнок с колесами по бокам, на стойках крыло, в середину крыла встроен мотор с пропеллером. Всё просто и ничего лишнего! Когда я погрузил в него свое таборное имущество и сел сам, пилот протянул мне мешок с опилками и сказал:

- Когда я махну рукой, высыпай опилки за борт
- Хорошо! Только зачем?
- Потом узнаешь.

Через час полета мы были над озером. Но где поверхность воды? При взгляде на воду видишь только небо. Последовал взмах рукой, и я стал поспешно высыпать опилки за борт. На развороте я увидел на стеклянной поверхности воды четкую светлую полосу из наших опилок и сразу оценил предприимчивость пилота. Он плавно посадил свой самолетик на эту полосу.

Я был очарован этим самолетом-амфибией и при возвращении в Ленинград попытался узнать о нем как можно больше. Называется он Ш-2 («Шаврушка») по фамилии конструктора Шаврова В.Б. Выпускался серийно в Ленинграде на заводе «Красный летчик» с 1932 по 1939 гг., т.е. почти 30 лет. Изготовленный из фанеры и перкаля имел восьмикратный запас прочности. Поставленный на лыжи широко использовался круглый год для разведки ледовой обстановки на ледоколах «Седов» и «Челюскин», для поиска лёжек тюленей, перевозки почты, всевозможных пассажиров, в том числе рыбаков, охотников, врачей и т.д. Поражает его универсальность из-за посадки не только на воду, но и небольшие поляны, подобранные с воздуха, т.к. длина пробега по воде всего 180 м, а по суше и того меньше (160 м). Зимой вместо колес устанавливали лыжи, и он взлетал и садился на заснеженные поляны.

Экономичный двигатель мощностью 125 л.с. позволял самолету-амфибии Ш-2 развивать максимальную скорость до 140 км/ч, а при необходимости снижать ее до 60 км/ч.

Обладая большой для данного типа самолетов грузоподъемностью – до 500 кг полезного груза, Ш-2 имеет значительную дальность полета – до 1100 км и может находиться в воздухе, имея на борту двух человек и полный запас топлива, до 9 часов. Идеальный самолет для авиалесоохраны, для патрулирования лесов зоны тайги, где большинство пожаров возникает по берегам водоемов. При небольшой модернизации такой самолет может забирать воду из ближайшего к пожару водоема и оказывать помощь пожарным последовательными сливами воды с воздуха.

На мой взгляд, кроме применения в авиалесоохране такой самолет необходим Росприроднадзору, лесозаготовителям, лесозащите, охотничьему хозяйству, рыбоохране, лесоустройству, аэрофотосъемке, для охраны полей, подкорми: растений и борьбы с насекомыми-вредителями с воздуха, санитарной службе, для туристических компаний, службам, осуществляющим контроль за состоянием линий электропередач, нефте- и газопроводов, автомобильных и железных дорог и т.д., и т.д.

В ожидании, пока будет построена в северных регионах страны приличная сеть дорог, такой воздушный вездеход поможет решить многие транспортные и хозяйственные задачи.

Применение дешевых и недефицитных материалов (дерево, фанера, ткань, стальные трубы) позволяет не только организациям, но любому человеку со средним достатком иметь в своем распоряжении круглогодично 2-3-местный универсальный самолет- амфибию, недорогой по стоимости, в эксплуатации и ремонте. Самолет прост в обслуживании, а при некоторых режимах полета позволяет летать даже с брошенной ручкой управления. Два человека в течение десяти минут могут сложить крылья этого самолета назад и самолет готов к хранению в гараже или другом подсобном помещении. При весе конструкции 500-600 кг он может транспортироваться на своем колесном шасси не только автомашиной, но даже мотоциклом или лошадью.

Его ремонт может выполняться в полевых условиях собственными силами с применением простейших инструментов.

Зарубежные аналоги самолетов-амфибий стоят от 100 до 200 тысяч долларов США. При массовом выпуске Ш-2 может стоить на порядок ниже. При небольшой модификации и замене материалов на более современные, можно получить самолет-амфибию с уникальными летными и весовыми характеристиками. Наличие сменного шасси (колеса, лыжи) и закрытой кабины позволяет использовать Ш-2 круглый год без ограничений. Удачно выбранная схема конструкции полностью защищает пилота и пассажиров в случае вынужденной или аварийной посадок.

Есть надежда, что в ближайшее время будет изменен воздушный кодекс страны, и от разрешительной системы на полет мы, как в большинстве стран мира, перейдем на уведомительную систему, упрощающую подготовку к полету, а получение прав на управление самолетом станет аналогичным получению прав на управление автомашиной. Наш Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства более полувека является ведущим научным учреждением в области авиационной охраны лесов. Его сотрудники участвовали в разработке технических требований и испытаниях многих самолетов и вертолетов в лесопожарном варианте. В итоге накоплен большой опыт в разработке и применении авиационных технических средств в лесном хозяйстве. Если институт получит задание и соответствующее финансирование, то небольшой и экономичный самолет для обслуживания лесного хозяйства будет создан. Завод, выпускающий Ш-2, в Санкт- Петербурге сохранился, теперь решающее слово за Рослесхозом.

Арцыбашев Е.С,
д-р с.-х. наук, профессор,
заслуженный лесовод РФ,
главный научный сотрудник
ФБУ «СПбНИИЛХ»