Совещание с работниками финансовых и экономических служб органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия в области лесных отношений

14 – 16 мая 2019 года на базе Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства состоялось совещание с работниками финансовых и экономических служб органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия в области лесных отношений.

Совещание организовано под эгидой Федерального агентства лесного хозяйства в рамках научных исследований Института по разработке основных подходов к финансированию переданных полномочий в области лесных отношений.

В совещании приняли участие более 100 представителей финансовых и экономических служб органов исполнительной власти из 44 субъектов РФ, а также представители Федерального агентства лесного хозяйства, ФГБУ «Рослесинфорг», ФБУ «Рослесозащита», Филиал ФБУ «Рослесозащита» – «ЦЗЛ Ленинградской области», ФАУ ДПО «Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства», ЛОГКУ «Ленобллес».

В ходе совещания обсуждались актуальные задачи, стоящие перед отраслью по совершенствованию системы государственного управления лесами, нормативно-правовой базы в сфере лесных отношений. 

Открыли совещание директор ФБУ «СПбНИИЛХ» Васильев Игорь Анатольевич и начальник Управления экономики Рослесхоза, временно исполняющий обязанности начальника Финансового управления Рослесхоза А.В. Чуев.

И.А. Васильев отметил важность взаимосвязи науки и практики в лесном хозяйстве с целью повышения экономической эффективности лесного сектора. В текущем году исполняется 90 лет деятельности Института. Все эти годы Институт — один из лидеров лесной науки в нашей стране. Экономические исследования в настоящее время составляют более четверти тем государственного задания Федерального агентства лесного хозяйства институту. В рамках выполнения государственных контрактов Институт участвует в подготовке научно-обоснованных решений ряда стратегических задач, обусловленных поручениями Президента Российской Федерации, Основами государственной политики в области охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, другими документами. 

В рамках проводимых исследований важна апробация полученных результатов, обсуждение разработок, как с соответствующими подразделениями Рослесхоза, так и с территориальными органами государственного управления в области лесных отношений. В этой связи ФБУ «СПбНИИЛХ» уже второй год на своей площадке проводит совещание с работниками финансовых и экономических служб органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия в области лесных отношений.

И.А. Васильев пожелал всем участникам совещания плодотворной работы.

А.В. Чуев в своем приветственном слове остановился на приоритетных задачах, которыми сейчас занимается ведомство. Среди них: разработка и внедрение новых федеральных нормативов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов; нормирование численности региональных органов власти уполномоченных в области лесных отношений и подведомственных им лесничеств; подготовка новой модели ценообразования на лесные ресурсы, базирующейся на рентном подходе. 

Все это, а также поэтапная реализация Национального проекта «Сохранение лесов», позволят обеспечить в ближайшей перспективе не только увеличение объемов финансирования лесного хозяйства, но и максимальное воспроизводство леса на вырубках. 

А.В. Чуев отметил, что в настоящее время требуется разработка механизмов финансового стимулирования регионов, которые эффективно исполняют переданные им полномочия в области лесных отношений. С его точки зрения, указанная система стимулирования должна строиться на четырех основных направлениях:  уровне доходности лесного хозяйства субъекта РФ; результативности мероприятий по обеспечению противопожарной безопасности в лесах; объемах лесовосстановления и на создании оптимальной региональной структуры управления лесами. В рамках совещания выступили с докладами и приняли участие в дискуссиях представители Рослесхоза.

О целях, задачах и путях реализации Национального проекта «Сохранение лесов» рассказала заместитель начальника Управления охраны, защиты и воспроизводства лесов Рослесхоза С.Н. Каллина.

Заместитель начальника Управления экономики Рослесхоза С.П. Кашкорова, представила доклад о практике реализации региональных государственных программ Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на период до 2020 года, отметив, что  в прошедшем году проведена оптимизация показателей государственной программы - в нее интегрирован национальный проект «Сохранение лесов». 

Начальник отдела администрирования платежей Финансового управления Рослесхоза О.А. Горлова в своем докладе об уровне доходности лесного хозяйства и результатах администрирования платежей, поступающих в бюджетную систему России от использования лесов отметила, в том числе, актуальную проблему задолженности по оплате за использование лесов. Для того чтобы сократить такие долги по платежам за использование лесов, Рослесхозом разработаны и утверждены изменения, внесенные  в типовой договор аренды лесного участка, согласно которым предусмотрена норма, дающая право арендодателю отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке в случае невнесения арендной платы лесопользователем  два и более раз подряд по истечении установленного срока и некоторые другие. 

От ФБУ «СПбНИИЛХ» выступил с докладом о роли отраслевой науки в лесном секторе, заместитель директора А.А. Степченко. Данное взаимодействие позволит внедрить новые нормативы ведения лесного хозяйства, современные технологии и оборудование при проектировании и строительстве тепличных комплексов по выращиванию сеянцев с ЗКС. Что в перспективе позволит получать высококачественные и высокопродуктивные лесные насаждения и соответственно повысить доходность лесного хозяйства на уровне региональных и федеральных бюджетов.

Заместитель директора ФБУ «СПбНИИЛХ» Н.А. Петрунин в своем докладе подчеркнул, что проблема совершенствования системы государственного управления лесами и нормирования численности региональных органов исполнительной власти, уполномоченных в области лесных отношений, является одной из актуальнейших для отрасли. В настоящее время только 29 субъектов РФ, или 34,9 % от их общего количества, функционируют в виде органов отраслевой компетенции, остальные 54 субъекта – в виде межотраслевой компетенции. Таким образом, штатная численность работников указанных органов и лесничеств различна. В результате этого изменяется приоритет использования средств субвенций.

Вопрос нормирования численности указанных органов власти, лесничеств, и участковых лесничеств в их составе, очень сложный, поскольку при нормировании указанной численности необходимо учитывать такие факторы, как количество и сущность переданных полномочий, которыми наделен уполномоченный государственный орган субъекта РФ; количество и объем выполняемых государственных функций и государственных услуг при осуществлении каждого переданного полномочия; количество государственных гражданских служащих указанных органов, выполняющих весь объем административных процедур и действий, и количество времени, затрачиваемое на выполнение соответствующей процедуры и ряд иных.

В ходе совещания ряд субъектов представили доклады об опыте функционирования региональных государственных бюджетных и автономных учреждений в Иркутской, Тамбовской, Вологодской областях.

В рамках второго дня совещания, с докладом о новой экономической модели ценообразования на лесные ресурсы, выступил заместитель начальника Управления экономики Рослесхоза Е.А. Каликин. Совершенствование системы ценообразования на лесные ресурсы, вызвано тем, что в РФ минимальные размеры ставки платы за обезличенный кубометр древесины являются самыми низкими в мире. В настоящее время, по его словам, Рослесхозом было принято решение о выборе рентного подхода в качестве приоритетного метода определения ставок платы за заготовку древесины. Этот метод учитывает реалии рыночных механизмов.

В ходе дискуссии о совершенствовании экономических и финансовых механизмов управления лесным хозяйством, обсуждались риски, оказывающие существенное влияние на охрану, защиту и воспроизводство лесов при реализации задач по нормированию расходов на выполнение указанных работ. Активное участие приняли представители Республики Карелия, Костромской области, Приволжского федерального округа, Ярославской области, Кабардино-Балкарской Республики, Сибирского федерального округа, Северо-Западного федерального округа и другие. 

В заключительный день мероприятия, начальник Управления использования лесов Рослесхоза А.В. Абрамов и начальник отдела стратегического планирования и прогнозирования в лесном хозяйстве Рослесхоза А.В. Сережкин рассказали о практике реализации постановления Правительства РФ от 23 февраля 2018 г. № 190 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и  признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Вместе с тем, с их слов, постановлением Правительства РФ от 23 февраля  2018 года № 190, четко не урегулированы такие вопросы, как: осуществление контроля за освоением инвестором расчетной лесосеки в ходе реализации проекта и в последующие годы после его завершения; необходимость выработки подхода к расчету непосредственных инвестиционных затрат, а также разработки перечня документов, их подтверждающих; необходимость расчета потребности в лесных ресурсах, в затратах на строительство лесных дорог и лесоустройство на участках, которые будут осваиваться.   

Подводя итоги мероприятия, участники совещания отметили продуктивность состоявшегося обсуждения актуальных вопросов развития лесного хозяйства РФ и указали на необходимость продолжить подобную практику в дальнейшем.  

Итоги профессионального обсуждения актуальных вопросов экономической отрасли будут учтены в исследованиях и разработках, проводимых Институтом в рамках государственного задания, а также экспертно-аналитической деятельности в интересах Федерального агентства лесного хозяйства.

Презентации докладов участиников (ZIP-архив, 24МБ)