По государственному заказу

В последние годы климат на Земле заметно меняется: одни страны страдают от аномальной жары, другие от слишком суровых и снежных зим. Экологи говорят о глобальном изменении климата, о разбалансировке всех природных систем, что, якобы, приводит не только к изменению режима выпадения осадков и температурным аномалиям, но и к увеличению таких экстремальных явлений, как ураганы, наводнения и засуха.

Что думают о глобальном изменении климата российские ученые, как оценивают связанные с ним угрозы? Об этом в интервью с исполняющим обязанности директора Санкт-Петербургского НИИ лесного хозяйства, кандидатом сельскохозяйственных наук А.В. КОНСТАНТИНОВЫМ. 

– Артем Васильевич, изменения климата на земле – факт давно уже научно подтвержденный и никем не оспаривается. И все же вокруг этой темы постоянно идут  дискуссии. Одни употребляют термин «глобальное потепление» и делают апокалипсические прогнозы. Другие пророчат наступление нового «ледникового периода», а третьи считают изменения климата естественным процессом, а доказательства о неизбежности его катастрофических последствий - спорными. Кто же прав?

А.В. Константинов:
– Многие факторы, влияющие на изменение климата, действительно, еще до конца не изучены. Ведь жизнь развивается на планете около четырех миллиардов лет. В течение этого времени колебания климата были радикальными, от ледникового периода – длившегося 10 000 лет – до современной эпохи стремительного потепления. И с каждым разом какие-то жизненные формы изменялись, развивались и выживали, а какие-то, наоборот – ослабевали и вымирали. И все это происходило без участия человека. 

Сейчас же большинство ученых,изучающих климатическую систему Земли, не отрицают ее зависимость от комбинации многих факторов. И все же повышение глобальной температуры и грядущие изменения климата, вызванные увеличением уровня СО2 в атмосферном воздухе, связывают, в первую очередь, с деятельностью человека.  

Считается, что современное глобальное потепление вызвано парниковым эффектом. Выбросы так называемых парниковых газов, таких как диоксид углерода (СО2), способствовали удержанию достаточного количестваотраженного от земной поверхности тепла, чтобы средняя температура в течение ХХ столетия повысилась на пол градуса Цельсия. Если такой темп выбросов парниковых газов сохранится, то климатическая система изменится повсеместно – таяние льдов, повышение уровня Мирового океана, смещение природных зон, уничтожение большого количества биологических видов.

Еще в 1995 году Международная конференция ООН по проблеме изменения климата официально заключила: «многие доказательства свидетельствуют, что влияния человечества на глобальный климат огромны». Другими словами, к естественным причинам изменения климата, которые были всегда, добавляется еще один фактор – антропогенный (результат деятельности человека), влияние которого на изменение климата, по мнению ряда исследователей, становится все сильнее с каждым годом.

Далее, в 1997 году, был согласован Киотский протокол, обязывавшийразвитые страны и с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов. А в 2015 году уже на Всемирной конференции ООН по климату в Париже 195 делегаций со всего мира одобрили новое глобальное соглашение, которое пришло на смену Киотскому протоколу.

–  Среди участников Парижской конференции была и наша страна?

А.В. Константинов:
– Да, Россия стала полноправным участником Парижского соглашения, с полным перечнем обязательств, связанных с осуществлением национальной политики в области достижения глобальных целей по борьбе с изменениями климата. Еще на открытии конференции президент РФ Владимир Путин заявил, что к 2030 году Россия намерена уменьшить вредные выбросы до показателя 70% от базового уровня 1990 года за счет прорывных решений в сфере энергосбережения, в том числе за счет новых нанотехнологий. 

Кстати, именно В.В. Путин предложил учесть в Парижском соглашении роль лесов как основных поглотителей парниковых газов, что особенно важно для России, которая обладает колоссальными лесными ресурсами. В результате, важнейшим достижением этого международного договора стало, среди прочего, признание роли лесов для предотвращения глобальных климатических изменений.

– Другими словами, полностью предотвратить изменения климата человечеству вряд ли удастся. Сейчас  стоит вопрос, как минимизировать последствия этих процессов для экологии и жизни? 

А.В. Константинов:
– Глобальное изменение климата является важнейшей проблемой современности, она связана с обеспечением устойчивого функционирования всех природных и социально-экономических систем. Многие экономические сектора напрямую зависят от климатических условий и уже сталкиваются с последствиями их изменения. Скажется этот процесс и на доступности основных природных ресурсов (вода, почва, лес), что неизбежно отразится на жизни и здоровье людей, состоянии животного и растительного мира, а в некоторых регионах станет ощутимой угрозой для благополучия населения и устойчивого развития.

Антропогенное изменение климата связано с существенными рисками для общества и природы. Есть два фундаментальных варианта ответных мер со стороны общества для снижения этих рисков – это смягчение последствий и адаптация к климатическим изменениям. 

Смягчение означает сокращение выбросов парниковых газов или увеличения их поглотителей. Адаптация направлена на уязвимую систему в ответ на фактические или ожидаемые климатические изменения с целью смягчения возможного вреда. Хотя сокращение выбросов парниковых газов имеет решающее значение для замедления темпов и масштабов изменения климата, необходима адаптация для учета нынешних и будущих последствий.

Несмотря на разные сценарии потепления и уже принятые меры по смягчению последствий, они все же будут возрастать в ближайшие десятилетия из-за отсроченного воздействия прошлых и текущих выбросов парниковых газов. Поэтому так необходимо принятие мер по адаптации, чтобы справиться с неизбежными климатическими последствиями и их экономическими, экологическими и социальными издержками. 

Накопленный мировой опыт по изучению и разработке национальных планов адаптации говорит о том, что дешевле предпринимать и реализовывать меры по адаптации заранее. 

– Это означает не только актуальность, но и все возрастающее значение научно-исследовательских работ в области изменения климата?

А.В. Константинов:
– Научно-образовательному сообществу, на основании исследований которого должен быть снижен уровень неопределенности оценок будущих изменений климата и их последствий, отводится особая роль. Пополнение знаний о климатической системе является необходимой предпосылкой формирования и реализации независимой, научно и социально обоснованной политики в области климата.

В этой связи проблемы сохранения и использования лесов становятся все более многообразными и сложными. Изменяются стандарты управления лесами, которые должны отвечать возросшим международным, социальным, экологическим и экономическим требованиям. Увеличиваются усиленные последствиями изменения климата угрозы гибели лесов от пожаров, от вредных организмов и других неблагоприятных факторов.  Поэтому, для Санкт-Петербургского НИИ лесного хозяйства климатическое направление – одно из приоритетных. 

В рамках государственного задания ученые Института принимали участие в разработке научного обоснования стратегии долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов на период до 2050 года. Были разработаны методические подходы к количественным оценкам ущерба в результате воздействия изменения климата в лесном секторе. 

С целью получения объективной оценки уязвимости лесных экосистем, ФБУ «СПбНИИЛХ» предложил и впервые применил к задачам лесного хозяйства стандартизированную методику оценки уязвимости лесов в условиях климатических изменений. 

– И к каким же выводам пришли ученые? Насколько эффективны принимаемые меры по сокращению выбросов парниковых газов?

А.В. Константинов:
– В результате изучения механизмов государственного регулирования выбросов парниковых газов на региональном и федеральном уровнях, было установлено, что потенциал Российской Федерации в области поглощения углерода пулом лесных насаждений остается практически нереализованным.

В связи с этим, были представлены актуализированные расчеты по возможному росту продуктивности лесных насаждений вследствие возможного увеличения вегетационного периода на конец текущего века, построена модель изменения запасов лесных насаждений, а также дополнительного объёма поглощения парниковых газов.

Был сделан вывод о том, что реализация сценария, предполагающего более высокую концентрацию парниковых газов, незначительно сказывается на росте продуктивности лесов, но повышает возможные негативные последствия изменения климата и может привести к существенным потерям углерода.

Что же касается планов адаптации ведения лесного хозяйства в условиях изменений климата,  были разработаны предложения по совершенствованию нормативных, ведомственных актов, включая типовой паспорт климатической безопасности территории субъекта Российской Федерации (федерального округа). Предложены методы и формы мониторинга эффективности мер адаптации лесного сектора экономики.

Кроме того, разработаны научно обоснованные предложения по актуализации Комплексного плана реализации Климатической доктрины Российской Федерации в части лесного хозяйства. 

Задача сохранения лесных ресурсов в условиях климатических изменений требует продолжения научных исследований, в том числе для разработки и оптимизации мер по адаптации лесного хозяйства. 

 
Яндекс.Метрика